Jump to content
UN7G

Ламповый УМЗЧ с характеристиками Hi-End

Recommended Posts

Давно была мысль сделать качественный усилитель мощности для винилового проигрывателя.

В свое время приобрел высококачественный ламповый фонокорректор, а в качестве УМЗЧ использовал ресивер Yamaha.

Все бы ничего, прекрасно все работало, но хотелось еще чего-то.

Начитавшись разных источников, покопавшись в инете, решил таки сделать ламповый УМЗЧ с зарактеристиками Hi-End и коэффициентами нелинейных и интермодуляционных искажений не выше 0.5%

Вот что получилось

IMG_1761.JPG

IMG_1762.JPG

Сборка не представила особых сложностей, хотя были свои ньюансы, в отличие от ламповой КВ техники.

Главное было отстроить усилитель и добиться минимума искажений.

В течение 2-х недель шаг за шагом производил настройку. Сводилась она к подбору резисторов в драйверном каскаде, фазоинверторе и выходном каскаде, плюс - глубина ООС.

Вообщем, как видно на следующих скрин шотах измерительного комплекса Шмелева, удалось добиться менее 5% КНИ и ИМД при максимальной громкости - левый и правый каналы соотвественно:

L1.jpg

R1.jpg

Схема УМЗЧ двухтактная с фиксированным смещением.

Лампы - в драйвере 6Н9С, в выходном каскаде 2 х EL34. Трансформаторы заказывал в Твери, корпус - тоже в России.

Пробовал EL34 заменить на 6П3С, но результатом остался недоволен - и мощность меньше, и искажения выше.

Вот такой проект, считаю, успешно реализован. Теперь наслаждаюсь звучанием!

Если кому то это интересно, могу поделиться всей информацией и накопленным опытом.

73!

 

 

  • Like 3
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Супер!!!

Хорошо получилось! Кстати, Андрей, если еще нужны какие-либо доп. примочки для винила (фонокорректоры, усилители или сами вертушки), обращайтесь.

Качественный домашний Hi-Fi и Hi-End звук это наш профиль. http://kinodrive.kz/category/vinil/

Share this post


Link to post
Share on other sites

Привет Андрей. Качество звучания зависит не только от усилителя, но и от колонок на которые слушаешь музыку.😊 Интересно, какая у тебя акустика. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
34 минуты назад, UN9GB сказал:

Качество звучания зависит не только от усилителя, но и от колонок на которые слушаешь музыку.😊 Интересно, какая у тебя акустика. 

Конечно! Безусловно, Ильгиз.

У меня 2 комплекта - оба Yamaha. Один комплект в шеке стоит (полочная), другой на ресивере Yamaha (напольная).

Аккустика, конечно, не самая-самая, но довольно неплохая. Звуком доволен 😉

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
52 минуты назад, UN7GKR сказал:

Хорошо получилось! Кстати, Андрей, если еще нужны какие-либо доп. примочки для винила (фонокорректоры, усилители или сами вертушки), обращайтесь.

Качественный домашний Hi-Fi и Hi-End звук это наш профиль. http://kinodrive.kz/category/vinil/

ОК, спасибо, Ренат.

Вертушка у меня 1972-го года, Japan Victor Co. (сейчас JVC). Голову ей, конечно, поменял. Стоит Ortofon 2M Black

Винила у меня много - более 100 дисков, в основном японские первопрессы 70-х 80-х годов, практически все NM. Очень тщательно и долго покупал на японских аукционах в свое время.

Собрал весь Pink Floyd (это для меня вершина музыки) , весь Deep Purple, Rainbow (ну очень я Блэкмора люблю), Queen и тд

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, UN7G сказал:

Аккустика, конечно, не самая-самая, но довольно неплохая.

На самую самую акустику, никаких денег не напасёшься.😊

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 03.04.2019 в 15:23, UN7G сказал:

ОК, спасибо, Ренат.

Вертушка у меня 1972-го года, Japan Victor Co. (сейчас JVC). Голову ей, конечно, поменял. Стоит Ortofon 2M Black

Винила у меня много - более 100 дисков, в основном японские первопрессы 70-х 80-х годов, практически все NM. Очень тщательно и долго покупал на японских аукционах в свое время.

Собрал весь Pink Floyd (это для меня вершина музыки) , весь Deep Purple, Rainbow (ну очень я Блэкмора люблю), Queen и тд

Ух, ты! Здорово!! Солидный набор фонотеки! 

Не знал, что вы являетесь аудиофилом. 

Ortofon 2M Black - Хороший вариант!

Иглы или (Хедшилды) "Ортофон" у нас есть в наличии, так что в случае необходимости всегда можно найти самое необходимое.

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, UN7GKR сказал:

Ух, ты! Здорово!! Солидный набор фонотеки! 

Не знал, что вы являетесь аудиофилом.

Спасибо, Ренат,

Еще каким! До сих пор помню свою первую запись - Queen '73 на одной стороне и Deep Purple '72 на другой - на японский кассетник Silver, который отец привез с Йемена.

Когда жил, учился и работал в Питере, каждую субботу-воскресенье ездил на точлек за пластинками.

Менял, записывал, опять менял, опять записывал. В итоге вернулся в Алма-Ату с двумя сотнями катушек "первых" записей (кто в теме - тот поймет).

В то время прикупил на заработанные в стройотряде деньги Олимп-001 - мечта многих! Потом продал его и в 90-м купил с завода вынесенный Орбиту-106 за пол цены.

Много чего могу рассказать про это!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ого!!! Да, по тем временам достать технику высшего класса тоже было не просто. Детство мое тоже прошло при качественном виниловом звуке :) У отца был проигрыватель Арктур 003, куча пластинок и акустика  25АС-309

Сейчас вот тоже по долгу профессии занимаюсь акустикой и фоновым звуком. Не думал, что увлечение из детства станет моим профильным занятием, помимо радиосвязи само собой :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 03.04.2019 в 13:53, UN7G сказал:

Трансформаторы заказывал в Твери

Андрей привет! Где? Где эти чудеса заказывал?

Заранее спасибо за наводку.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, UN8GEQ сказал:

Андрей привет! Где? Где эти чудеса заказывал?

Привет, Антон!

Вот здесь - http://www.torel.ru/

Ждать долго, но делают очень качественно

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень классно! Лампы люблю и ценю. Насчет линейных параметров должно быть не особо критично, так как нелинейности ламповых усилителей как раз и создают теплую ламповую атмосферу 🙂

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вчера закончил сборку и отстройку еще одного УМЗЧ

1.jpg

 

2.jpg

 

Второй УМ получился даже лучше по характеристикам, да и внешне, думаю, тоже.

Выходная мощность, Вт (не менее) - 2 x 20

КНИ (TDH), % (не более) - 0.3

ИМИ (IMD), % (не более) - 0.2

Cristall Clear sound 😉

 

3.JPG

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попался мне китайский однотакт.

Решил привести его в порядок - внешний вид, схемотехнику, характеристики, ну, вообщем, улучшить по всем статьям!

Выкинул кенотрон и вместо него поставил диоды, две драйвенрных 6Н9С заменил одной, а на освободившиеся места поставил 6Е1П.

С настройкой пришлось повозиться - добился КНИ не более 0.8% и ИМД не более 0.4% при максимальной выходной мощности 12 Вт на канал. Ну однотакт, что ж с него возьмешь?

На выходе по одной EL34.

Вот что получилось:

IMG_2663_1.jpg

IMG_2665_1.jpg

Играет довольно хорошо!

  • Like 4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Андрей!

Всё хорошо.

Могу посоветовать, чтобы прикольно выглядело -

- я делал переднюю панель и на ней была нарисована сова и у неё в глазах - индикаторы.

Люди ходили посмотреть на это чудо.

Могу поискать, если интересно, шаблон ( рисунок) где-то лежит.

Ну или своего художника попроси изобразить.

Удачи и новых конструкций !

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, UN7ZZ сказал:

- я делал переднюю панель и на ней была нарисована сова и у неё в глазах - индикаторы.

Да, Коля, это прикольно!

Только эти индикаторы сейчас днем с огнем не найдешь! - я 6Е1П две рабочие с трудом отрыл.

Где то подсмотрел такой вариант, подумал, а чего месту пропадать? И воткнул их. Заодно и схемотехнику для них изучил.

Дочь аж ахнула! Ей, профессиональному аудиоинженеру, такое в диковинку!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Господь не наградил талантом художника, но что-то я, тем не менее, попробовал изобразить.

Получилась не сова а филин.

001.JPG

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

И как звучит "Богемская рапсодия" на данном усилке? :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 часов назад, UN8G сказал:

И как звучит "Богемская рапсодия" на данном усилке? :)

Ха! Спасибо, Миша, за вопрос!

Bohemian Rhapsody, если ты имеешь в виду Queen, конечно является одним из величайших произведений современной музыки и одной из лучших песен всех времен и народов, но по ней не проверяют качество звуковоспроизводящей аппаратуры.

У меня есть набор композиций и произведений, которые позволяют оценить динамический диапазон, частотный спектр, прозрачность и глубину воспроизведения. Это, в основном джазовые и инструментальные композиции, классические произведения Моцарта, Штрауса, фрагменты оперных произведений, например Бизе. Всегда прослушиваю отдельные фрагменты определенных альбомов Pink Floyd.

Вчера, кстати, возил этот однотакт к знакомому, который использует усилитель #2 из этой темы. У него очень хорошая аккустика. Конечно, однотакт проигрывает двухтакту. Но наше общее заключение - очень достойно.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
37 минут назад, UN7G сказал:

Конечно, однотакт проигрывает двухтакту.

💪

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, UN3G сказал:

💪

Два яйца всегда лучше одного 🤣

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 29.10.2019 в 20:16, UN7G сказал:

6Е1П две рабочие с трудом отрыл.

Странно.. на ebay предложений  масса, в среднем по $10 за лампочку. Да и российский "Исток2" предлагает по 350 русрублей за штуку.

 

А вообще - здорово получилось! Приятно видеть красивую законченную конструкцию, глаз отдыхает.

Edited by UN7AW
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Ламповый УМЗЧ с характеристиками Hi-End" - позволю себе заметить, но это два взаимоисключающих понятия)). Ламповый УМЗЧ - это прежде всего продукт эпохи, когда искажения считались нормой, а ХайЭнд - это эпоха транзисторов и микросхем. Вы уж выбирайте: либо вы делаете теплый ламповый звук, в котором слышны определенные ламповые искажения, либо вы любитель позднего диско, где считалось нормой 0,001% искажений. Как говорится либо крестик снимите, либо трусы наденьте! )))

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, UN6GMV сказал:

"Ламповый УМЗЧ с характеристиками Hi-End" - позволю себе заметить, но это два взаимоисключающих понятия)).

Чушь!

Hi-End - это класс звуковоспроизводящей аппаратуры, обладающей определенными характеристиками

Ламповый - это собранный с применением электронно-вакуумных приборов (радиоламп).

При этом, в результате не просто сборки, но и отладки и тщательной настройки и подбора компонентов, можно добиться прекрасных характеристик, соотвествующих стандартам Hi-End.

Прошу ответить на вопрос! - в чем взаимоисключение?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну потому что, ХайЭнд легко построить на транзисторах и микросхемах, и этот класс оборудования появился именно в связи с массовым выпуском данных электронных приборов. А ламповый хай энд был редок и потому никак не относится к понятию "ламповый звук"! Ламповый звук - это 1- 3% в среднем искажений причем вызванных определенным сочетанием нелинейных характеристик электровакуумных приборов того времени. И он ассоциируется именно с тем временем, когда был налажен массовый выпуск устройств, оборудованных такими усилителями, и он вызывает определенную ностальгию и приятные чувства только путем связывания этого звучания с определенной эпохой.

Вам бы надо уже это понимать!

Иначе бесполезно было стараться))

Edited by UN6GMV

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это не совсем так, вернее это совсем не так!

С массовым производством полупроводниковых приборов и постоянной тенденцией к их удешевлению промышленность постепенно перешла, естественно, на транзисторы, операционные усилители и микросхемы. Это стало практичней, удобней, дешевле и массово доступно. Лампы дороже и круче!

Промышленное производство - это прежде всего постоянная погоня за прибылью, т. е. стремление уменьшить производственные и операционные затраты и понизить себестоимость продукции. Ни в одном промышленном усилителе вы не найдете фиксированного смещения! - схемотехника Marshall и пр. ведущих производителей использует автоматическое смещение, поскольку дешевле навтыкать с десяток емкостей и сопротивлений и гнать конвеьер, не производя точечной настройки каждого экземпляра!

И еще, моя дочь профессиональный аудио инженер, имеет высшее образование по этой специальности и работала в студиях звукозаписи и озвучивала концерты в крупнейших концертных залах Ванкувера, а это город считают филиалом Голливуда, там сосредоточено множество центров современной музыкальной и кино индустрии. Так вот! ее опыт - чем круче группа или концертный зал, тем больше у них аппаратуры на ламах, и наоборот.

А что такое концерт, скажем, Black Sabbath или Deep Purple - я знаю лично, поскольку лично принимал в этом участие и своими глазами видел стеки ламповых усилителей!

Данная тема - это тема про то, как можно своими руками сделать УМЗЧ на лампах с характеристиками Hi-End, а не про то, что лучше - лампа или транзистор!

Откройте тему Транзисторный усилитель с характеристиками Hi-End и нам всем будет интересно.

Однако я сомневаюсь, что вы это сделаете.

Share this post


Link to post
Share on other sites

О! Это было да! Важный довод про Вашу дочь) Нисколько не сомневаюсь в ее профессионализме)) Но этот "профессионализм" является следствием уважения к "ламповому звуку" только лишь)) - люди сами не знают чего хотят - их надо учить этому. Так вот все эти стеки ламповых усилителей лишь продуцирование тех самых 1 - 3 % нелинейных искажений, что и считается особенным звучанием Маршала))

Я как раз считаю, что важны особенности звучания, а не кристально чистое воспроизведение! Кристальный звук никто не вспомнит! Так что моя тема - это тема искажений, которые были приняты в эпоху ламп!)

Edited by UN6GMV

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ламповые усилители на концертах группы  используют только для того, что на ламповом усилителе можно получить перегруз. Например группа AC/DC. Перегруз это когда звук искажается и тянется. Например компрессор и дистошен включеные вместе. Но для этого нужна педаль эффектов. А с лампами крутнул ручку усиления на гитаре и тот-же эффект без примочки, правда гитара иногда может фонить как микрофон. В основном используют для инструментов. Для воспроизведения голоса используют транзисторные усилки минимальными искажениями. На студиях звукозаписи для записи и сведения музыки используют только студийное оборудование которое на 100 процентов на транзисторах или специальных микросхемах. Если бы ламповые усилители были-бы так хороши как говорят аудиофилы, то наверное там использовали бы только ламповую аппаратуру класа HI-END.😊Да ещё,звук на концерте очень сильно отличается от студии. И установка звука на концерте и в студии имеет свои особенности в плане искажений и чистоты от студийной записи, где всё вылизано  и сведено до идеала. Впрочем всё зависит от умения того кто делал запись и сводил материал.

Edited by UN9GB
дополнение

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...